В начале этого года власти США приступили к реализации многолетней программы субсидирования для граждан покупки электромобилей североамериканской сборки, но с января правила будут ужесточены — наличие тяговой батареи китайского производства лишит электромобиль части субсидий. Китай подобные условия уже признал нарушением правил ВТО.
Фактически, новые требования властей США устанавливают даже определённое пороговое содержание некоторых минералов, поставляемых из Китая, в составе тяговых батарей электромобилей, которые при реализации на территории первой из стран претендуют на получение субсидий из федерального бюджета. Чтобы лишиться половины этой субсидии, собираемому на территории Северной Америки электромобилю даже не нужно оснащаться тяговыми аккумуляторами китайского происхождения. Если полная сумма субсидии в этом году составляла до $7500 на один электромобиль определённого ценового диапазона, то при наличии в составе тяговой батареи некоторого количества добытых или обработанных в Китае компонентов сумма субсидии с первого января 2025 года сокращается вдвое до $3750. Наличие готовой батареи китайского производства приведёт к тем же последствиям с 1 января 2024 года.
Ford и Tesla уже предупредили клиентов и партнёров, что некоторые начальные комплектации выпускаемых ими в Северной Америке электромобилей Mustang Mach-E и Model 3 соответственно смогут с января рассчитывать только на $3750 субсидии. Представители китайского министерства торговли, как поясняет Reuters, обвинили власти США в использовании нерыночных методов конкуренции: «Направленность на исключение продукции китайских предприятий из перечня субсидируемых изделий является типичной политикой, не ориентированной на соблюдение рыночных принципов».
Китайский чиновник добавил, что многие состоящие в ВТО страны, включая Китай, выразили свою обеспокоенность дискриминационной политикой США, которая нарушает базовые принципы этой организации. Напомним, что обеспокоенные угрозой наполнения местного рынка недорогими китайскими электромобилями европейские власти решили начать расследование в отношении китайских коллег, подозревая их в предоставлении китайским производителям неоправданно крупных субсидий.
Помимо субсидий на реализацию машин, поставщики электромобилей на рынок США, которые раскроют в составе тяговых аккумуляторов «китайский след», рискуют лишиться налоговых льгот в размере $6 млн на организацию локального выпуска тяговых батарей в США. Формально требования американских властей распространяются и на продукцию, получаемую из КНДР, России и Ирана, но Китай в силу своего доминирующего положения на рынке сырья для тяговых аккумуляторов становится главной жертвой нового правила. На уровне законопроекта также обсуждается ограничение по структуре капитала, которое не позволит компаниям с долей представителей «ненадёжных стран» более 25 % претендовать на получение профильных субсидий.
«Стеклянные барьеры», возводимые США, по мнению представителей китайского торгового ведомства, причиняют вред развитию всей отрасли и технологий, имеющих отношение к сегменту электромобилей. Планы американских властей, по мнению китайской стороны, серьёзным образом ограничат развитие международной торговли и инвестиций. Аналитики Royal United Services оценивают ситуацию более сдержанно, утверждая, что США и Европа просто пытаются оградить свои профильные отрасли экономики от внешних рисков и обеспечить их выживание.