Глава поисковой службы Google Прабхакар Рагхаван (Prabhakar Raghavan), отвечающий за поиск, рекламу, карты и коммерцию и подчиняющийся непосредственно генеральному директору Сундару Пичаи (Sundar Pichai), обратился к отделу знаний и информации Google, в котором работают более 25 000 штатных сотрудников. По его словам, бизнес цифровой рекламы Google стал «предметом зависти всего мира», но «это не значит, что жизнь навсегда останется безоблачной».
«Я думаю, мы можем согласиться с тем, что всё не так, как было 15-20 лет назад, всё изменилось», — заявил Рагхаван, имея в виду поисковую индустрию, в которой Google доминировала на протяжении двух десятилетий, став одной из самых прибыльных и ценных компаний на планете. За последние три года годовая выручка выросла более чем на $100 млрд.
В компании, известной в Кремниевой долине своими изысканными бесплатными обедами и разнообразными льготами, доклад Рагхавана можно считать последним предупреждением для сотрудников о том, что рост Google становится все труднее. Он упомянул обострившуюся конкуренцию и более сложную нормативно-правовую среду. Рагхаван сообщил о необходимости ускорения находящихся в разработке проектов и сокращении временных нормативов для формирования отчётов. Он также рассказал, что компания планирует стать ближе к пользователям на ключевых рынках, включая Индию и Бразилию.
Google сталкивается с серьёзным давлением со стороны таких компаний, как Microsoft и OpenAI в области генеративного искусственного интеллекта. «Люди приходят к нам, потому что доверяют, — сказал Рагхаван. — У них может быть новая штуковина, с которой им нравится играть, но они все равно приходят в Google, чтобы проверить то, что они там видят, потому что это надёжный источник, и он становится более важным в эпоху генеративного ИИ».
Google находится в режиме сокращения расходов с начала 2023 года, когда было сокращено около 12 000 рабочих мест, что составило 6 % от штатного состава компании. Увольнения продолжились и в этом году, сейчас компания проводит реструктуризацию своей финансовой службы, что повлечёт за собой дополнительное сокращение штата.
Рагхаван отметил, что за последние три месяца в компании произошло много событий, включая «действительно высокие максимумы и низкие минимумы». Google представила свой генератор изображений на базе ИИ, но была вынуждена отключить его через непродолжительное время из-за множества недочётов, которые стали вирусными в интернете. Google проводит реорганизацию на фоне бума ИИ, из-за которого всё больше пользователей отказываются от традиционного поиска в интернете.
Несмотря на то, что Alphabet сообщила о более высоких, чем ожидалось, доходах и прибыли за четвёртый квартал, доходы от рекламы отставали от прогнозов аналитиков, в результате чего акции компании упали более чем на 6 %. Ожидается, что несмотря на положительный результат первого квартала, рост выручки в годовом исчислении будет невысоким. Аналитики утверждают, что показатели развития Google являются одними из самых слабых за всю историю. По словам Рагхавана, ажиотажный интерес к ИИ вынуждает компанию тратить на оборудование гораздо больше. «Рост в этой новой операционной реальности должен быть заработан тяжёлым трудом», — добавил он.
Дополнительные проблемы компании связаны с изменением в нормативно-правовой среде. Рагхаван отметил, что вступивший в силу в прошлом месяце «Закон о цифровых рынках» (DMA) ЕС «действительно оказывает на нас влияние». Он призвал сотрудников «увидеть этот момент и действовать безотлагательно, исходя из рыночных условий».
Рагхаван считает, что Google необходимо решить свои системные проблемы и нарастить «новые мышцы, которым, возможно, мы позволили на некоторое время ослабнуть». Он отметил сотрудников, работающих над большой языковой моделью Gemini, которые увеличили количество рабочих часов со 100 до 120 в неделю, чтобы своевременно исправить инструмент генерации изображений. По его словам, это помогло команде устранить примерно 80 % проблем всего за 10 дней. Однако возможность генерировать изображения людей до сих пор недоступна.
По мнению Рагхавана, компания продемонстрировала способность быстро решать важные вопросы. В качестве примера он привёл усилия, предпринятые в 2023 году, когда команда Bard (теперь Gemini) и команда Magi, специализирующаяся на поиске с помощью ИИ, запустили продукты в течение нескольких месяцев.
Многие сотрудники Google жалуются на процветающую в компании бюрократию, которая мешает им быстро запускать продукты. Ситуация заметно ухудшилась, когда компания резко увеличила число сотрудников во время пандемии. В 2022 году в дополнение к ежегодному опросу Google под названием Googlegeist Сундар Пичаи запустил «Спринт простоты», чтобы собрать отзывы сотрудников об эффективности.
Рагхаван сообщил, что ведётся активная работа над устранением ненужных слоёв в иерархии. «[Огромное] количество соглашений и одобрений, необходимое для вывода хорошей идеи на рынок, — это не путь Google. Мы не должны так действовать, — сказал Рагхаван. — За последние несколько кварталов мы многому научились. Я не могу сказать вам, что все неудачи остались позади. Важно то, как мы реагируем и чему мы учимся».