Британские учёные попытались оценить степень влияния искусственного интеллекта на креативность и получили неоднозначные результаты: он может повысить творческие способности человека в индивидуальном порядке, снижая при этом среднее качество материала в целом.
Исследование провели Анил Доши (Anil Doshi) из Лондонского университетского колледжа и Оливер Хаузер (Oliver Hauser) из Эксетерского университета. В ходе эксперимента нескольким сотням человек было предложено написать подходящий для широкой аудитории короткий рассказ длиной около восьми предложений. Испытуемых поделили на три группы: участники из первой писали рассказы самостоятельно; участники из второй могли сделать один запрос к GPT-4, но ответ мог быть сколь угодно длинным; участники из третьей могли отправить к нейросети до пяти запросов в поисках источника вдохновения. После этого испытуемые оценили рассказы по трём критериям: новизна, ценность (то есть вероятность публикации) и эмоциональный эффект.
До начала работы добровольцев попросили выполнить небольшое задание для предварительной оценки их способности к творчеству. Самостоятельные работы испытуемых с низким показателем креативности предсказуемо получили самые низкие оценки по всем критериям. При наличии одной предложенной ИИ идеи их баллы росли по каждому критерию; когда же был выбор из пяти вариантов, оценки оказывались ещё выше. Добровольцам, у которых изначальный уровень креативности и так был высоким, участие ИИ не помогло никак — иногда из-за него их оценки даже снижались.
Но этим исследователи не ограничились. При помощи API OpenAI они попытались оценить, насколько каждый рассказ напоминает другие произведения в своей категории: авторство человека, один или пять запросов к ИИ. Выяснилось, что участие ИИ в творческом процессе приближает рассказ к среднему показателю в категории. Разница колебалась от 9 % до 10 %, то есть тексты друг друга не копировали, но учёные сделали вывод, что ИИ способствует росту индивидуальной креативности и, вместе с тем, создаёт угрозу утери коллективной новизны.
Это перекликается с опасениями за качество материалов в современном искусстве и интернете: растёт присутствие генерируемого ИИ контента — на этом контенте начинают обучать другой ИИ — формируется самоподдерживающийся цикл скучных текстов и картинок. Генеративный ИИ начинает проникать почти во все сферы, и подобные исследования оказываются ощутимым противовесом заявлениям о безграничном творчестве, а также новой эпохе созданных ИИ музыки и кино. Хотя авторы признают, что их работа затрагивает совершенно новую область, а объект их исследования был в значительной степени ограничен короткими рассказами длиной в восемь предложений.