В период с января по ноябрь в Россию ввезено в штучном выражении на 65 % меньше ноутбуков, чем за тот же период прошлого года. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов GS Group. Лидирующие позиции на рынке сохранили фактически отказавшиеся от официальных поставок компании: HP, Lenovo, ASUS и Acer. При этом их доля снизилась, зато растут продажи у Huawei, Honor и MSI, а также новых для рынка ноутбуков брендов — Tecno, Infinix и Realme.
По данным аналитического центра GS Group, за 11 месяцев текущего года поставки ноутбуков в страну снизились до 2,6 млн штук — на 65 % год к году. HP и Lenovo принадлежат доли по 15 %. Впрочем, поставки у HP упали на 12 п.п., у Lenovo — на 2 п.п. Доля Acer уменьшилась на 2 п.п. — до 10 %, ASUS — на 6 п.п. до 8 %. Очень неплохие показатели демонстрируют Huawei и MSI. Если доля у первой выросла на 11 п.п. с 3 % до 14 %, то у MSI — на 9 п.п., с 2 % до 11 %.
Схожая картина наблюдается и у МТС. В тройку лидеров входят HP (19 %), ASUS (16 %) и Lenovo (16 %). Впрочем, у всех ведущих компаний показатели снизились, а Huawei и MSI, наоборот, переживают рост. В денежном выражении расстановка сил очень похожая: лидируют HP, Asus и Lenovo. При этом четвёртое место принадлежит Apple с 10 % выручки. Если ведущие бренды только теряли доли продаж, то MSI, Huawei и Honor нарастили их до 9 %, 7 % и 7 % соответственно. В целом, как сообщают в МТС, продажи ноутбуков за указанный период упали — на 17 % в штуках и на 9 % в денежном выражении, причём средняя цена устройства выросла на 10 % до 62 тыс. рублей.
Схожие оценки приводят «М.Видео-Эльдорадо» и «Ситилинк», причём «М.Видео-Эльдорадо» отмечает, что в период с января по ноябрь на китайские бренды приходилось более трети продаж, а в третьем и четвёртом кварталах их доля выросла до 40-45 %. В «Ситилинке» добавили, что более 45 % ноутбуков продаются с предустановленной Windows, а остальные уже поставляются либо с альтернативными операционными системами, либо вовсе без них.
По словам директора по дистрибуции Merlion Татьяны Скоковой, появилось много китайских брендов, ранее известных только IT-специалистам. Если в 2021 году на долю Acer, Asus, HP и Lenovo приходилось около 80 % рынка, то по итогам текущего года их доля может снизиться до 60 %. По некоторым данным, активно завоёвывать освобождающуюся нишу будут новые для сегмента бренды вроде Tecno, Infinix и Realme, а Honor и Huawei возобновили маркетинговую активность и, возможно, станут лидерами уже в середине 2023 года.