Пару недель назад японские СМИ уже сообщали, что являющаяся крупнейшим в стране экспортёром продукции корпорация Toyota Motor не сможет по итогам текущего фискального года выпустить запланированные 9,7 млн машин. После публикации квартального отчёта автогиганта стало понятно, что план снижен до 9,2 млн автомобилей, а уход с российского рынка обернулся потерями в размере $660 млн.
Последняя сумма включает выплаты уволенным сотрудникам, поскольку на территории Ленинградской области у Toyota Motor до недавних пор функционировало автосборочное предприятие. После начала спецоперации оно утратило возможность получать необходимые для работы компоненты и материалы, а продажи импортируемых по официальным каналам автомобилей через сеть дилеров были постепенно свёрнуты.
Как поясняет Nikkei Asian Review, представители руководства Toyota Motor на квартальном отчётном мероприятии заявили, что худшее с точки зрения дефицита полупроводниковых компонентов уже позади, но говорить о полной победе над ним всё равно преждевременно. Во всяком случае, к марту 2023 года за предшествующие 12 месяцев компания не сможет выпустить запланированные 9,7 млн автомобилей, а ограничится лишь 9,2 млн экземпляров. При этом компания предупреждает, что в отрасли теперь назревает риск накопления излишков полупроводниковых компонентов.
Относительно новых планов Toyota по электрификации ассортимента предлагаемых транспортных средств новых подробностей на отчётном мероприятии не поступало, но руководство корпорации подтвердило, что цель наладить к 2030 году выпуск до 3,5 млн электромобилей ежегодно сохраняет свою актуальность. На текущий фискальный год задача по выпуску гибридов и электромобилей была скорректирована в сторону снижения на 10 % относительно августовского прогноза, до 2,77 млн машин. Как известно, в октябре Toyota возобновила отгрузку электрических кроссоверов bZ4X, которые успели попасть под отзыв из-за ненадёжного крепления колёсных дисков к ступицам.
За первое фискальное полугодие, которое соответствует периоду с апреля по сентябрь включительно, чистая прибыль Toyota снизилась на 23,2 % до $7,88 млрд по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Крупнейшему экспортёру Японии выгодна слабая иена, но в данной ситуации соответствующая тенденция на валютном рынке не смогла в полной мере компенсировать рост цен на материалы и комплектующие.
В прошедшем квартале чистая прибыль Toyota не превысила $3 млрд, что существенно ниже ожидавшихся $4,8 млрд. Акции компании в итоге упали в цене на 1,9 %. По итогам всего фискального года, как ожидает Toyota, её чистая прибыль сократится на 17,2 % до $16 млрд. Прогноз по годовой выручке в национальной валюте вырос с 34,5 до 36 трлн иен ($245 млрд в последнем случае), но произошло это из-за коррекции целевого обменного курса иены по отношению к доллару США. Даже сейчас в прогноз заложен курс в размере 135 иен за доллар США, а по факту текущий курс превышает 147 японских иен за доллар. Рост курса доллара США на одну иену, по данным Toyota, повышает операционную прибыль компании на $306 млн.