Уже в третьем квартале, если опираться на корпоративную статистику, китайской компании BYD удалось обойти Tesla по количеству выпущенных за период электромобилей. При этом американский конкурент продолжал лидировать по объёмам поставок, даже с учётом вынужденной приостановки предприятия в Шанхае. Эксперты Counterpoint Research ожидают, что по итогам четвёртого квартала BYD окончательно выбьется в лидеры.
Как можно помнить, прорыв BYD в третьем квартале объяснялся возникшей форой, поскольку Tesla была вынуждена приостановить выпуск Model 3 в Шанхае из-за необходимости переналадить конвейер под производство новой версии этого электромобиля. Обе компании по итогам текущего года рассчитывали выпустить 1,8 млн электромобилей, поэтому их активное соперничество за статус лидера вполне объяснимо.
Специалисты Counterpoint Research определили, что в третьем квартале мировой рынок электромобилей в натуральном выражении вырос на 29 % год к году, хотя в Китае объёмы продаж аккумуляторных электромобилей выросли всего на 11 %. При этом страна продолжает лидировать с большим отрывом от других регионов, занимая 58 % мирового рынка электромобилей. США на втором месте довольствуются 12 %, а Германия хоть и ограничилась третьим местом, в прошлом квартале продемонстрировала рост объёмов реализации более чем на 60 % в годовом сравнении. В США объёмы продаж электромобилей в третьем квартале тоже выросли на 63 %, но сохранение подобных темпов экспансии в ближайшем будущем поставлено под сомнение планами местных автопроизводителей, которые урезают свои программы по выпуску электромобилей. По крайней мере, Ford и GM пересмотрели планы в сторону более плавного наращивания объёмов выпуска, а последняя также отказалась от намерений выпускать электромобили стоимостью менее $30 000 совместно с японской компанией Honda Motor.
Примечательно, что скромный прогресс электромобилей на китайском рынке в третьем квартале соседствовал с активным ростом экспорта. За пределы Китая было отправлено 130 000 электромобилей, что в четыре раза выше результата третьего квартала прошлого года.
По данным Counterpoint Research, группа BYD Auto в третьем квартале поравнялась с Tesla по занимаемой доле мирового рынка электромобилей (17 %), и в четвёртом квартале может закрепиться в статусе лидера. Впрочем, в данной статистике учитываются и продажи электромобилей марки Denza, которая на этапе своего становления являлась совместным предприятием BYD и Mercedes-Benz. У китайского автогиганта появляются и другие дочерние марки, которые пока больше известны на китайском рынке, поэтому подход к анализу данных может заметно влиять на расстановку сил в статистике. Для сравнения, год назад BYD занимала только 13 % мирового рынка электромобилей, тогда как Tesla контролировала всё те же 17 %.
Концерн Volkswagen остаётся на третьем месте, но свою долю он увеличил за год с 7 до 8 %, а объёмы продаж нарастил на 36 %. При этом пятёрка самых популярных электромобилей обходится без продукции этого автопроизводителя. На первом месте расположилась Tesla Model Y, на втором BYD Yuan Plus, на третьем Tesla Model 3, на четвёртом BYD Dolphin, а пятое досталось компактному и недорогому хэтчбеку BYD Seagull. Объёмы продаж электромобилей Tesla за год выросли на 27 %, тогда как BYD прибавила 68 %, и это позволяет аналитикам рассчитывать на смену лидера по итогам текущего квартала.
Интересна и другая тенденция: если год назад производителям из-за пределов первой семёрки сообща принадлежало 47 % мирового рынка, то в третьем квартале текущего года их доля сжалась до 39 %. Четвёртым по величине производителем электромобилей в мире является Geely со всеми своими дочерними марками (6 %), на пятом месте расположился GAC (5 %), корейский автоконцерн Hyundai расположился на шестом с долей рынка 4 %, а седьмое место досталось китайскому BAIC (4 %). Кстати, именно GAC прибавил больше всего в семёрке лидеров, увеличив объёмы продаж на 72 % по сравнению с третьим кварталом прошлого года.