Цифровой автомобиль

Европа рассчитывает на азиатские компании в развитии местного производства электромобильных батарей

Европа продолжает двигаться в направлении создания собственной индустрии по производству аккумуляторных батарей для электромобилей. Предполагается, что 90 % потребностей в батареях будут покрываться местными производствами к 2030 году. Тем не менее, даже в случае реализации этого плана, больше половины производственных мощностей в этой сфере будут принадлежать компаниям из Азии и США.

Источник изображения: Kai Pfaffenbach / Reuters

Стремление Европы создать собственную индустрию по производству батарей для электромобилей наталкивается на разные препятствия, поскольку инвесторы не спешат вкладывать средства в отраслевые стартапы, которые пытаются бросить вызов доминирующим на рынке азиатским компаниям. За исключением шведской Northvolt, многие стартапы, изначально планировавшие строить так называемые гигафабрики, приняли решение о строительстве небольших заводов, чтобы в дальнейшем привлечь больше инвестиций.

Britishvolt — это ещё один из европейских стартапов с грандиозными амбициями, который столкнулся с недостатком финансирования. Компания хочет получить около $4,4 млрд инвестиций для строительства гигафабрики на севере Англии, но её планы висят на волоске из-за нехватки средств. Britishvolt не успела заключить контракты с крупными компаниями, в отличии от Northvolt, которая создала совместное предприятие с Volkswagen в 2019 года, а позднее заключила долгосрочное соглашение на поставку аккумуляторов с BMW.

Инвесторы не спешат вкладывать огромные деньги в компании, в арсенале которых нет ничего кроме планов и амбиций. Именно поэтому некоторые европейские стартапы выбрали более медленный путь развития, сосредоточившись на строительстве фабрик меньшей мощности или так называемых мегафабрик. Их план заключается в начале производства аккумуляторов, чтобы потом привлечь инвестиции на расширение мощностей.

Источник изображения: Benchmark Mineral Intelligence

В число таких стартапов входит французская компания Vektor, которая несколько дней назад объявила о привлечении $250 млн инвестиций для финансирования строительства мегафабрики. В компании привлечение средств назвали «маленьким шагом» на пути к строительству гигафабрики мощностью 16 ГВт·ч стоимостью $1,6 млрд, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году, и которая будет поставлять батареи французскому автопроизводителю Renault.

В 2017 году был создан Европейский аккумуляторный альянс, чтобы дать старт развитию этого отраслевого направления в регионе. Эта организация рассчитывает, что к 2030 году 90 % от общей потребности в аккумуляторах батареях будут удовлетворять местные предприятия. Что касается батарей для электромобилей, то, по оценкам Benchmark Mineral Intelligence, в Европе к 2031 году должно быть 1200 ГВт·ч производственных мощностей, а спрос составит 875 ГВт·ч.

Однако из этих 1200 ГВт·ч около 44 % мощностей будут принадлежать азиатским компаниям, имеющим свои заводы в Европе. Доля в 43 % от общего объема будет приходиться на местные компании, а ещё 13 % на американскую компанию Tesla. При этом аналитик BMI Каспар Роулз (Caspar Rawles) считает, что некоторые из заводов европейских компаний «никогда не сойдут с чертёжной доски», т.е. не будут построены.

Источник изображения: Benchmark Mineral Intelligence

В это же время китайские, южнокорейские и японские компании, доминирующие в сфере производства батарей, с большой долей вероятности осуществят задуманное, поскольку в их распоряжении есть крупные контракты с автопроизводителями и опыт строительства гигафабрик. «Подавляющее большинство европейских мощностей будут азиатскими», — уверен Роулз.

Европейские автопроизводители, такие как BMW, Mercedes-Benz, Stellantis и Volkswagen, уже подписали соглашения о поставках продукции со строящихся заводов азиатских компаний, таких как производства китайской CATL и южнокорейской LG Energy Solution.

Помимо Northvolt, которая в этом году начнёт поставки литий-ионных аккумуляторов со своей шведской гигафабрики, быстрыми темпами развивается бизнес Automotive Cells Company, совместного предприятия французского энергетического гиганта Total Energies, Stellantis и Mercedes-Benz. Компания ACC планирует нарастить мощность до 120 ГВт·ч к 2030 году, для чего потребуется $7 млрд инвестиций в виде акционерного капитала, долговых обязательств и субсидий. Однако первая гигафабрика компании на севере Франции всё ещё находится на стадии строительства.

Источник изображения: Benchmark Mineral Intelligence

Компания Italvolt намеревается построить гигафабрику стоимостью $3,5 млрд на севере Италии, но источник финансирования этого проекта ещё не был определён. Ещё одной компанией, которая выбрала более медленное развитие бизнеса, является словацкая InoBat. В начале следующего года она запустит в Братиславе пилотное производство мощностью 45 МВт·ч. Немецкий стартап Theion ведёт разработку литий-серных батарей и планирует привлечь $50 млн для строительства небольшого производственного предприятия для создания батарей для автомобильных и аэрокосмических компаний. После реализации этого плана Theion намерена заняться поиском источников финансирования для строительства собственной гигафабрики мощностью 20 ГВт·ч.

Есть и другие европейские компании, занимающиеся разработкой батарей и планирующие построить собственные мегафабрики. К ним относятся британские Ilika и Faradion. Первая разрабатывает небольшие твердотельные батареи для медицинской техники, а вторая работает над созданием натрий-ионных батарей.

Источник

Статьи по теме

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»