Аналитическая компания Newzoo выпустила очередной отчёт, в котором подвела итоги 2023 года и сообщила о незначительном росте игровых рынков консолей и ПК — при этом играть люди стали меньше.
«Рынок восстановился после незначительного спада в 2022 году, но по-настоящему заметного роста пока не предвидится. В 2024 году выйдет меньше игр, а консолидация рынка приведёт к тому, что средства и внимание игроков сосредоточатся вокруг отдельных студий. Несмотря на это, мы сохраняем осторожный оптимизм. Есть множество способов продолжать разработку, особенно с учётом развивающихся рынков и расширяющегося охвата аудитории. Проекты вроде Baldur’s Gate 3 показали, что хорошо проработанные и глубокие игры, соответствующие желаниям аудитории, по-прежнему могут добиться успеха», — написал во вступлении к отчёту ведущий игровой аналитик Newzoo Том Виджман (Tom Wijman).
Основные наблюдения Newzoo:
- в 2023 году вышло множество игр, но в целом рост рынка замедлился;
- приток новых игроков в последние годы сокращается;
- рост рынка происходит в основном за счёт консольных игроков;
- проведённое в играх время достигло максимума в 2021 году и с тех пор непрерывно падает;
- половину наигранных часов игроки провели в проектах, выпущенных шесть и более лет назад, и эта доля растёт;
- средства и внимание игроков достаются проектам всё меньшего количества издательств.
Общая выручка с продаж игр на консолях и ПК достигла $93,5 млрд с приростом 2,6 % по сравнению с 2022 годом. Результат довольно скромный: при этом аналитики отмечают, что в 2023-м вышло много крупных и ожидаемых проектов, среди которых немало перенесли ещё с 2022-го. Однако стоит учитывать мультиплатформенные релизы, которые отлично продавались и на ПК.
В 2023 году большую часть выручки в Великобритании и США (56 % и 57 % для ПК и консолей соответственно) принесли премиальные проекты. Примерно половина от этих показателей приходится на игры-сервисы вроде Diablo IV. На втором месте — микротранзакции (около трети от общего объёма). По данным Newzoo, с 2015 по 2021 год доходы от продаж игр на ПК и консолях стремительно росли, достигнув $94,3 млрд. Аналитики ожидают, что с 2023 по 2026 год выручка вырастет на $14,1 млрд в основном за счёт консольного рынка и возможного выхода новой приставки от Nintendo.
Рост пользовательской базы также заметно замедлился. Совокупный среднегодовой темп роста игровой аудитории увеличился после окончания пандемии, но заметно уступает допандемийному уровню. В ближайшие три года аналитики не ожидают особых изменений, однако считают, что темпы роста консольной аудитории незначительно сократятся, а компьютерной — увеличатся, но даже так консольная аудитория будет прирастать почти вдвое быстрее.
С начала 2021 года по конец 2023-го проведённое за играми время сократилось на 26 %. Эксперты Newzoo связывают это с окончанием пандемии, когда соскучившиеся по иным развлечениям люди смогли наконец-то разнообразить досуг. Несмотря на это, они ожидали связанного с рождественским сезоном традиционного всплеска в конце года, но его не произошло. Январь 2024 года лишь укрепил тенденцию — проведённое за играми время сократилось ещё на 10 %.
На фоне общего падения интереса к играм нельзя не отметить другую любопытную тенденцию — игроки всё чаще обращаются к старым и проверенным годами играм, вышедшим шесть или более лет назад. Аналитики объясняют это переходом Fortnite в категорию «старых игр». При этом более 60 % времени в новых играх игроки провели за «ежегодными сериалами» вроде Call of Duty, EA Sports FC, NBA 2K, Madden и MLB The Show. Остальные часы в новых играх приходятся на Diablo IV (1,4 %), Hogwarts Legacy (0,8 %), Baldur’s Gate 3 (0,6 %), Elden Ring (0,3%) и Starfield (0,3%).
Что касается жанров, то в полном соответствии с данными выше, заинтересованность игроков по большей части падала. Тем не менее, по данным Newzoo, интересы геймеров резко сместились в сторону шутеров от третьего лица. Также немного подросла популярность Action RPG.
Подтвердилось и не раз высказывавшееся наблюдение, что игровые разработчики всё больше опираются на проверенные временем франшизы. Потребители чаще покупают релизы знакомых им серий, с подозрением относясь к новым продуктам. При этом покупатели также отдают предпочтение известным студиям, поэтому им проще запускать новые франшизы.
Подводя итог, аналитики отметили, что у одних игроков накопились обширные каталоги непройденных игр, а другие увлечены играми-сервисами, поэтому, чтобы привлечь их внимание, разработчикам придётся сосредоточиться на качестве новых проектов.