На днях в Мумбаи на фестивале науки и технологий глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Шридхара Паникер Сомнатх заявил, что луноход «Прагьян» останется в режиме глубокого сна и попыток реактивировать аппарат предприниматься не будет. Луноход внёс свой вклад в земную науку, и тревожить его сон бессмысленно.
«Мы надеялись, что он проснется, но, к сожалению, этого не произошло. <…> Многое могло пойти не так», — сказал Сомнатх, на слова которого ссылается информагентство РБК.
Ночь на Луне сопровождается снижением температуры до -250 °C. Чтобы электроника пережила это в течение нескольких земных суток, пока на Луне сохраняется темнота, она должна быть подготовлена для работы в экстремальных условиях. Ничего этого для лунохода и посадочного модуля не было сделано. Потому оборудование перевели в глубокий спящий режим 9 сентября, а уже 22 сентября стало ясно, что луноход и посадочный модуль свою работу не возобновили. Было бы удивительно, если бы оборудование ожило и продолжило работать — на это никто и не рассчитывал. То есть, чуда не произошло, и, фактически, кому-то требовалось поставить точку в этой миссии, что и сделал Сомнатх.
При этом глава агентства подчеркнул, что миссия принесла «фантастические результаты». Переданные луноходом и посадочным модулем данные действительно удивили. В частности, температура поверхности оказалась горячее, чем ожидали учёные — местами она поднималась до 70 °C. Также луноход передал интересные данные о составе металлов в грунте Луны.
Посадив на Луну спускаемый аппарат и луноход, Индия стала четвёртой страной после СССР, США и Китая, которая смогла осуществить этот научный подвиг. Более того, миссия «Чандраян-3» произвела посадку формально в южных широтах Луны, что произошло впервые в истории космонавтики (на 69 ° южной широты). По правилам NASA Южный полюс Луны заканчивается на 80 °, поэтому чистой победы не произошло. Но это не умаляет достижения индийской команды. Миссия «Чандраян-3» уже вошла в историю. Пусть «Прагьян» спит спокойно, и ничто не будет тревожить его сон. Он это заслужил.