На «Госуслугах» заработала форма, через которую в добровольном порядке подаются сведения для внесения в реестр каналов и страниц в соцсетях, аудитория которых превышает 10 тыс. подписчиков. Мера направлена на повышение прозрачности рынка рекламы в соцсетях и защиту пользователей от мошенников.
При регистрации в реестре владелец канала или страницы в соцсети указывает свои контактные данные, например, фамилию, имя, отчество, номер телефона и ссылку на ресурс. Информацию будут хранить в зашифрованном виде. Блогер в ответ должен получить маркировку, отсутствие которой у его ресурса означает запрет на рекламную деятельность и сбор пожертвований, а также запрет на репосты его материалов.
Зарегистрироваться в реестре могут частные, юридические лица и ИП, граждане России и иностранцы. Заявке присваивается уникальный номер, который необходимо указать в описании страницы или закреплённом сообщении — так Роскомнадзор подтверждает принадлежность ресурса автору заявки. Решение о включении в реестр принимается в течение десяти дней — соответствующее уведомление поступает в личный кабинет на Госуслугах. Когда страница включается в ресурс, её владелец обязан разместить в её описании ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. Каналы и страницы, которые не включены в перечень, с 1 января 2025 года лишаются права размещать у себя рекламу, а другим каналам будет запрещено репостить их сообщения.
Закон о деанонимизации блогеров президент РФ подписал в августе. Владельцы страниц с аудиторией более 10 тыс. пользователей обязываются предоставлять информацию по запросу Роскомнадзора или ФСБ. Закон вступил в силу 1 ноября 2024 года. У Роскомнадзора уже есть ориентировочные сведения о таких страницах и каналах в соцсетях, известно и примерное число таких ресурсов по платформам:
- «Одноклассники» — более 100 тыс.;
- «Вконтакте» — более 415 тыс.;
- «Дзен» — более 11 тыс.;
- Likee — более 100 тыс.;
- Yappy — 738;
- Rutube — 703;
- LiveJournal — 320;
- «Пикабу» — 135.