Компания «Новые облачные технологии» (НОТ), ответственная за разработку программного пакета «МойОфис» — российского аналога Microsoft Office, — сообщила о снижении выручки в 2023 году на 44 % и чистом убытке. Неудачу связывают со снижением темпов импортозамещения и тем, что зарубежные решения остаются доступными.
Выручка НОТ в 2023 году упала на 43,8 % по сравнению с 2022 годом и составила 1,9 млрд руб.; компания завершила год с чистым убытком в 5,2 млрд руб., а годом ранее она показала прибыль 386,5 млн руб. В 2022 году НОТ удалось увеличить выручку на 295 % до 3,3 млрд и получить чистую прибыль, хотя несколько лет до этого компания оставалась убыточной. Разработчик офисных решений был основан в 2013 году. В 2019 году 29,5 % его акций купила «Лаборатория Касперского», год спустя она увеличила свою долю до 47 %, а в начале 2022 года — уже до 61,05 %. В марте 2024 года у НОТ было 11,1 тыс. корпоративных клиентов, включая «Росатом», ВТБ, Росгвардию, «Почту России», «Аэрофлот», РЖД, Управление делами президента, ФГБУ ИАЦ «Судебного департамента» и Минцифры.
Одной из причин финансовой неудачи в компании назвали снижение темпов импортозамещения в сфере ПО: в 2022 году компания фиксировала значительный рост, а в 2023 году продажи рухнули на 18,1 % — ниже прогнозных значений. При этом по итогам I квартала 2024 года продажи лицензий «МойОфис» выросли на 126 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, был отмечен рост среднего чека в сделках, а также двузначный рост в числе средних и мелких сделок. Ещё одной причиной слабых результатов в НОТ назвали деятельность зарубежных поставщиков ПО, включая Microsoft: формально они ушли с российского рынка, но оставили некоторые возможности продолжать работать со своими продуктами и продлевать лицензии — возможно, ситуация изменится с отключением облачных сервисов, о котором Microsoft недавно предупредила российских корпоративных клиентов. Сыграл фактор больших контрактов: крупные российские заказчики закупились трёхлетними лицензиями, которые не нужно продлевать каждый год.
Дмитрий Комиссаров, основатель НОТ, который до 2022 года возглавлял компанию, а сейчас сохраняет статус миноритарного акционера, ещё в начале 2023 года предупредил о вероятной потере части клиентов и снижении оборота до 2 млрд руб., сообщил он РБК, но соответствующие меры приняты не были, а расходы выросли с 3 млрд до 7 млрд руб. В целом на рынке офисного ПО в России спада не наблюдается: работающая в том же сегменте компания «Р7» в I квартале 2024 года нарастила продажи годовых подписок на 52 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
За девять месяцев 2023 года объём госзакупок ПО и услуг по разработке и тестированию ПО (госзакупки регулируются ФЗ №44) уменьшился на 6,1 % до 98,81 млрд руб., подсчитали аналитики «ТЭК-Торг»; но в единицах госзакупки ПО выросли на 6,2 % до 20,1 тыс., добавили в Right line. Более того, в 2023 году в классе «Офисные пакеты» закупки ПО для госкомпаний, государственных и муниципальных нужд выросли в 2,36 раза относительно 2022 года, выяснили в АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий».
НОТ ориентирована на крупных заказчиков, многие из них уже перешли на российские продукты, говорят опрошенные РБК эксперты. Сейчас в сегменте облачных решений наблюдается высокая конкуренция, потребители продолжают пользоваться западными решениями через облако, а в ближайшее время ожидается сдвиг в направлении импортозамещения. Пока в сегменте офисного ПО доля серого импорта почти на порядок выше, чем в информационной безопасности, но многие заказчики перенесли переход на отечественные продукты на 2024 год. НОТ же начала диверсифицировать каналы продаж, сообщил представитель «Ред Софт»: «Мы знаем, что коллеги значительно усилили своё присутствие в партнерском канале и активно работают с регионами. По нашей оценке, стоит ожидать позитивной динамики в 2024 году».