Сближение операторов наземной мобильной связи и провайдеров спутниковой связи становится отраслевой нормой, а не уникальной стратегией: к настоящему моменту 91 сотовый оператор по всему миру подписал соглашения с поставщиками спутниковой связи.
Действующие контракты на оказание мобильной и спутниковой связи в настоящее время охватывают около 60 % мирового рынка абонентов мобильной связи, и сообщения о новых соглашениях продолжают поступать, обращают внимание аналитики GSMA Intelligence. Но фактическая возможность пользоваться этими услугами пока по большей мере отсутствует. Общее направление движения отраслей указывает на сдвиг рынка от одних только телекоммуникационных компаний — спутники рассматриваются как прагматичный способ расширения сети и доступа к новым источникам доходов.
Преимущество спутниковой связи состоит в том, что она может работать в регионах, куда наземные сети не дотягиваются, или где покрытие неравномерно — 80–90 % соединений между наземными мобильными и спутниковыми операторами охватывают удалённые районы. Дополнительными направлениями считаются оказание связи абонентам в море и обеспечение экстренного покрытия в зонах стихийных бедствий. Динамику рынка за последние 18–24 месяца обусловили разработки в области прямого доступа немодифицированных мобильных телефонов к спутникам; кроме того, консорциум 3GPP обновил спецификации 5G, обеспечив совместимость с орбитальными сетями (NTN — Non-Terrestrial Networks). Интеграция совместимости с NTN в 3GPP Release 17 и 18 сделала прямой доступ к мобильным сетям масштабируемым — клиентами могут выступать смартфоны и датчики интернета вещей, также способные напрямую соединяться со спутниками.
Только на рынке США три крупнейших мобильных оператора уже подписали соглашения с поставщиками услуг спутниковой связи: Verizon и AT&T объединились с AST SpaceMobile, а T-Mobile US — со Starlink от SpaceX. Сейчас у Starlink значатся 17 действующих соглашений, у AST SpaceMobile — 24, а у Lynk Global — 15. Развёртывание сервисов будет происходить постепенно: на начальном этапе это будут голосовая связь и SMS, а далее по мере увеличения спутниковой ёмкости начнётся модернизация, которая обеспечит передачу данных. Наибольшее число контрактов заключено в Азии, но в целом присутствие спутниковых операторов распределено равномерно.
Безусловным лидером является Starlink, у которого около 6000 спутников на орбите, но прямое подключение телефонов поддерживают лишь недавно запущенные аппараты. Второе место занимает Eutelsat OneWeb, группировка которого составляет 650 аппаратов. У AST SpaceMobile пока лишь один спутник на орбите, и тот испытательный — коммерческие BlueBird она пока не выводила. У принадлежащего Amazon оператора Project Kuiper сейчас на орбите два испытательных спутника.
Тёмной лошадкой является Китай, чей оператор China Satellite Network Group намеревается запустить 12 000 спутников, но сравнивать его напрямую с другими игроками непросто: этот провайдер, вероятно, пользуется всесторонней государственной поддержкой, а работать он будет в Китае, тогда как прочие рассчитывают на международные рынки. Так или иначе, спутниковая связь становится дополнением к мобильной, и пока нет ясности, как будет реализовываться этот симбиоз: как дополнительная услуга у наземных операторов, или её включат в существующие планы.