Уход из России крупнейших производителей принтеров привёл к тотальному переделу рынка печатающих устройств. Как сообщает РБК со ссылкой на статистику ITResearch, китайская компания Pantum захватила больше половины отечественного рынка, хотя в пошлом году занимала примерно лишь шестую его часть, а лидером была HP.
Сообщается, что в конце прошлого года доминирующее положение занимала американская HP с 36 %, а уже следом шли китайская Pantum с 16 %, японские Canon, Kyocera (по 10 %) и Brother (9 %). Теперь же тотальное превосходство демонстрирует Pantum — на её долю приходится 53 % проданных в России принтеров, тогда как за HP осталось только 21 %, а японские Epson, Canon и Brother получили по 4-5 %.
Как сообщает РБК, сведения по рынку печатной техники у одного из источников-дистрибуторов несколько отличаются от статистики выше: до февраля 2022 года на долю HP, Pantum и Xerox приходилось 27 %, 21 % и 13% соответственно, а в первую десятку входили Kyocera, Brother, Epson, Canon, Ricoh и Lexmark. К сентябрю на HP приходилось уже 12 %, на Xerox — 4 %, а вот доля Pantum выросла и вовсе до 67 %.
В 2021 году продано 2,17 млн принтеров, то есть на 13,1 % меньше, чем в 2020 году, хотя в денежном выражении рынок остался на прежнем уровне около $567 млн. Как сообщают в ITResearch, если в первые три месяца текущего года по числу устройств рынок просел в штуках на четверть, то в деньгах он даже увеличился из-за роста цен. Во втором квартале рынок упал на 45 %, а в третьем начал восстанавливаться и в штучном выражении начал последовательно расти (правда, год к году он снова продемонстрировал некоторое падение). В ITResearch связывают восстановление спроса с обеспечением параллельного импорта, а также ростом роли Pantum и импортозамещения.
Известно, что в марте текущего года поставки в Россию прекратила HP, заявили о приостановке работы Xerox и Canon, а в августе продала российской «Ф-Плюс оборудование и разработки» компания Lexmark. По некоторым данным, оборудование, но теперь под российским брендом F+ imaging, производится на тех же заводах, что и принтеры Lexmark. С середины марта анонсировали приостановку поставок японские Ricoh Group и Epson, но недавно появились новости об аренде Ricoh более 100 мест в одном из московских коворкингов.
По данным экспертов ITResearch, в число новых поставщиков вошли тайваньская Avision, в сегменте лазерных МФУ дебютировала Huawei, упоминается и китайская Deli Group, а также южнокорейская Sindoh, хотя данные вендоры не входят в глобальный топ производителей. По некоторым данным, растут поставки печатной техники под отечественными брендами F+ imaging и «Катюша».
F+ imaging выпускает продукцию как в России, так и в Азии и способна производить до 50 тыс. принтеров ежегодно. По имеющимся данным, в обозримом будущем F+ намерена занять до 20 % отечественного рынка в соответствующем сегменте. В компании ожидают, что в 2023 году игроки на российском рынке оптимизируют схемы поставок, российские производители нарастят выпуск продукции, сверхприбылей больше не будет, а самые серьёзные участники останутся.
«Катюша» выпускает принтеры в Зеленограде и теперь расширяет продажи в России, а в будущем не исключены продажи и в СНГ, например — Казахстане, Азербайджане и других государствах содружества.
Как сообщают эксперты, хотя формально никто не запрещал использовать в России иностранную печатную технику, а модели ушедших вендоров включены в списки для параллельного импорта, госзаказчики обязаны использовать встроенное ПО для работы с системами мониторинга и управления печатью, входящее в реестр отечественного программного обеспечения. Интерес к российскому стали проявлять и частные заказчики, оставшиеся без поддержки — хотя сейчас острых проблем с поддержкой иностранной техники нет, в будущем возникнет вопрос о совместимости драйверов принтеров и МФУ с отечественными операционными системами, в частности, серверными. Сообщается, что проблема будет особенно актуальна для оборудования старше трёх лет — при переходе с Windows или западных вариантов Linux, а также MacOS на отечественные версии Linux.